Контакты: nwg.rus@mail.ru
 

Рубен Ованесов

Публикация

 
Обложка - Поэзия живописи

Иммануил Кант некогда подметил, что два занятия не вызывают отчаяния в старости за неверно выбранную судьбу - занятия философией и искусством. Если верить немцам и дальше в их монопольно присвоенном праве на философичность, то уделом остальных оказываются художества. Кто-то к ним приставлен с детства, проходит длительный путь ученичества, без гарантий радующих успехов. Реже любовь к искусству настигает в зрелости, то ли на счастье, то ли на беду. Но коль настигла - бессмысленно сопротивляться. Страсть - есть страсть.

Такова судьба Рубена Ованесова – человека уверенно встроенного в современность, успешного и самодостаточного, но в определенный момент исконно «по-русски» загрустившего по неприкаянной красоте, воплощенной в произведениях мастеров «московской школы живописи», в окружающей природе. Неведомо родилось желание не просто любоваться, а творить, улавливать открывающееся неприхотливое совершенство. Проявившееся желание привело к учителям - Серафиму Петровичу Алтаеву и Генадию Ивановичу Пасько, известным московским художникам, поставившим глаз, руку, убедивших Рубена искать все источники сюжетных, образных и формальных вдохновений в окружающей, «натурной» действительности. Второй школой стали возникшие взаимоотношения с классиками «московской традиции» - Владимиром Вячеславовичем Щербаковым, Георгием Андреевичем Сысолятиным, Алексеем Николаевичем Суховецким и близкими им мастерами.

Позднее ученичество, становление и вхождение в профессиональную среду вместились в последние полтора десятилетия. Ованесова от простоты искреннего любительства (что, впрочем, если вникнуть в первосмысл слова, составляет суть профессии) отличает участие в значимых московских и всероссийских выставках. Именно участие в экспозициях старейших творческих союзов России, а не проплаченная реклама и дутые рейтинги, сертифицируют художников, дают право принадлежать к привередливой корпоративной среде.

Москва в своей культурной миссии делит профессионалов на живописцев и художников. Первые более редки. Для них все смыслы и их воплощения сосредоточены в бесконечных колористических поисках и обретениях. У каждого, верного «московской традиции», свой голос, свой дар. Но есть то, что всех роднит - убежденность в превосходстве натурного видения над всем иным, и неутомимость в поисках и фиксациях все новых и новых изменчивостей, до этого не замеченных другими в родственных мотивах. Живописец «московского» типа по природе созерцатель, постоянно настраивающий, калибрующий свое восприятие на улавливание бесчисленно-тонких нюансированных цветовых гармоний.

Эти общие принципы внятны Рубену Ованесову, ведущему свою партию в общем хоровом согласии, добавляющему в него собственные, отличные от других краски.

 

Гавриляченко Сергей Александрович - народный художник России, профессор

Поэзия живописи, Москва 2012