Контакты: nwg.rus@mail.ru
 

Рубен Ованесов

Публикация

 
Александровская слобода. Александров. 2008
Ночной город. 2003

Так назвал московский живописец Рубен Ованесов свою персональную выставку, которая состоялась в январе 2013 года в залах МСХ на Старосадском, 5. Показательно, что она не потерялась среди огромного разнообразия персональных и групповых экспозиций, показываемых в залах Московского Союза. Художник Р. Ованесов обращается в своем творчестве к различным жанрам: пейзажу, натюрморту, целый зал был отведен интерьерным работам. Но в каждом полотне чувствуется главное - реалистический подход к изображаемому. Стремление к правдоподобию через постижение основ профессионального мастерства составляет отличительную черту живописной системы, которая у Ованесова продумана и выверена. Это, несомненно, идет у него от учителей - С.П. Алтаева и Г.И. Пасько, а так же от художников, которые творчески близки живописцу и от которых он многое воспринял: В.В. Щербакова, Г.А. Сысолятина, А.Н. Суховецкого. Поэтому в своем творчестве Ованесов опосредованно выступает как продолжатель лучших традиций отечественного пейзажа и, что особенно важно, московской школы живописи. Влияние этих мастеров на художника, на мой взгляд, проявляется не столько в формальных приемах, а в отношении к постижению эмоциональной глубины и неповторимости окружающего мира, точности выбранного мотива и его поэтического воспроизведения, т.е. во всем том, чем так сильна московская живописная школа.

Рубен Ованесов пришел в искусство со своим творческим подходом, достоверным в целом и в деталях, интересных художнику, и в тоже время создающим совершенно авторский мир образов и ассоциаций. Особенно это чувствуется в работе, которая была показана на персональной выставке в центральном зале - «Солнечный город. Ереван» (2010). Отблески эпической величавости, пространственный размах, подавляющий даже этнографическую детализацию, словно обобщает и превращает пейзаж в символ, дорогой сердцу художника. Эту тему в его творчестве продолжает целый ряд работ разных лет, посвященных Армении: «В Араратской долине» (2001), «На озере Севан» (2006), «Севанский монастырь» (2009). Они порождены сочетанием несочетаемого, что так всегда поражает в природе Армении: величие гор и будничная жизнь людей в долине, цветовая строгость древних монастырей и непередаваемая синева неба, увиденного сквозь призму прозрачного воздуха. И хотя на прошедшей выставке не все работы этого цикла были показаны, не упомянуть о них нельзя.

Общей для пейзажного творчества художника является достоверность «портретов» той или иной местности. Их всех объединяет сдержанная цветовая гамма, которая соответствует и эмоциональному настрою каждой работы. Но главное — в них чувствуется искренность живописца, его полная самоотдача, максимальное погружение в тему. Очень точно сказал об этом народный художник РФ А.Н. Суховецкий: «Его способность опоэтизировать самый простой пейзаж, очень тонко и с каким-то очень сердечным чувством сказать свое слово об увиденном и пережитом — вот, мне кажется, основные особенности творческого «кредо» московского живописца Рубена Ованесова».

Голубоватые, серые, сиреневые стены домов под переменчивым московским небом, размеренная жизнь столичных переулков — все это отражает его видение Москвы. Задушевные интонации неторопливого и подробного изобразительного повествования присущи таким городским пейзажам, как «Начало марта» (2002), «Московская осень» (2002), «Улица Москвина» (2003), «Апрельский день» (2006), «На Новинском бульваре» (2008). По своей образной структуре его полотна диалогичны: это диалог художника с городом как героем его холстов, а так же со зрителем как основным собеседником, к которому собственно и обращено искусство мастера. Мотив города варьируется от произведения к произведению: ночная Москва, вечерний город, зимние, осенние, весенние мотивы.

Стремление Р. Ованесова уйти от схемы, шаблона особенно ощущается в работе «Ходынское поле» (2009). Отказ от многих привычных приемов ранних работ сказалось в том, что манера художника стала тяготеть к поэтической живописности. Особенно притягивает взгляд небо, включенное в общую живописную стихию. В целом ткань изображения в этой работе становится ощутимо подвижной, пластически осмысленной. Здесь все гармонично — кажется, что случайный, необязательный мазок краски сразу же зазвучит как фальшивая нота. Высокая точка зрения разворачивает бескрайнюю, уходящую за горизонт московскую панораму.

Нужно отметить, что природа постоянно присутствует в его работах, и не только в так называемых «чистых» пейзажах. Находящаяся до этого только за окном, она вторгается в пространство натюрмортов и интерьеров художника: «Удачная прогулка» (2004), «На Малой Никитской» (2007), «Юный художник» (2011).

Если обратиться к натюрмортам Р. Ованесова, которых немало было представлено на выставке, то в них много от первозданности жанра: художник рассказывает о своем времени через изображение предметов, нас окружающих Это тоже «портреты», только нашего быта: «Бабушкин уголок» (1997), «Натюрморт с конъяком» (1998), «Дедушкин уголок» (2001), «Рыбацкий натюрморт» (2003), «Китайский натюрморт» (2005-2006), «Лирический натюрморт» (2007) и др. Его натюрморты говорят языком знакомых каждому вещей, они полны внутреннего напряжения — об этом свидетельствует колористическая «наэлектризованность» многих из них. Напряжение это иногда выражено открыто, как в работе «Китайский натюрморт», иногда завуалировано, как в полотне «Рыбацкий натюрморт». Но это уже влияние не художественного приема, а отношения к окружающему миру, умелое использование чередования близких и дальних планов, ясное понимание цветовых задач. Поэтому вещи в этих работах контрастируют, взаимодействуют, оттеняя друг друга ритмом и цветом. Они живут рядом с нами своей жизнью, как бы непосредственно соприкасаясь с понятием «времени».

Неутомимая работа на натуре помогла мастеру и в создании пленэрных работ, созданных в поездках с художниками Товарищества живописцев МСХ или самостоятельно. Многие из них были показаны на выставке. Художник работает с большей отдачей, когда окружен единомышленниками. А в этом очень помогают пленэры. В этой связи следует упомянуть полотна «На реке Трубеж. Переславль» (2005), «У Свято-Пафнутьевского монастыря. Боровск» (2007), «Рыбаки на реке Протве» (2008), «Александровская Слобода» (2008), «Верея зимой» (2009), «Август в Колязине» (2010), «Хмурый день. Серпухов. Апрель» (2011), «Май в Ростове» (2012) и др.

Чувствуется, что Р. Ованесов ставит задачу передать не образ природы вообще, а конкретый мотив, иногда едва уловимое, изменчивое состояние среды. При этом необходимо отметить, что рисунок всегда играет важную роль в достижении ритмической целостности его работ.

Прошедшая в стенах старинного особняка в Старосадском переулке персональная выставка Рубена Ованесова ярко продемонстрировала, что для московского живописца творческий процесс — это поиск, открытие новых композиционных и цветовых закономерностей.

Тема природы и человека, образы Армении и среднерусские пейзажи, городские мотивы, натюрморты и интерьеры — все это отражение внутреннего мира мастера, художественное воплощение создаваемых им образов, тонкий лиризм которых несет в себе раздумья о сокровенном. Именно в этих качествах — главная притягательная сила картин художника.

 

 

Радослава Конечна

Газета "Новости МСХ" №3-2013